+7 (495) 032-00-40

Антимонопольное регулирование государства – за что и как могут наказать



Антимонопольное регулирование государства – за что и как могут наказать

Государство является регулятором всех правоотношений в стране и вопросы, связанные с добросовестной конкуренцией также не могли остаться им незамеченными.

Кто и что попадает в сферу интересов

Регулирование государства касается действий ли бездействий следующих субъектов:

  • люди, то бишь физические лица;
  • юридические лица, являющиеся участниками экономических отношений;
  • властные органы общегосударственного или местного уровня.

Государство, как регулятор, появляется во всех случаях, когда деятельность том числе и в форме бездействия), указанных выше субъектов касается свободной конкуренции.

Виды нарушений антимонопольного законодательства

С достаточной степенью условности следует выделить следующие варианты таких «злодеяний»:

  • утаивание от профильных органов информации (не подаются необходимые заявления, ходатайства и сведения);
  • бездействие относительно исправления положения, что способствует совершению админпроступков (не устранение причин и условий для правонарушений);
  • противоправное установление цен;
  • монополизация рынка со злоупотреблением такой ситуацией;
  • антиконкурентный сговор на рынке;
  • недобросовестная реклама.

Как правило, все эти нарушения порождаются нарушением запретов, установленных в двух законах – о защите конкуренции и о рекламе.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За описанные выше «фокусы», к нарушителю могут быть применены санкции норм отечественного КоАП, а также уголовно- и гражданско-правовые санкции.

Административная ответственность

Наше законодательство (КоаП) позволяет наказывать нарушителей следующими нормами:

  • ст. 14.9. – когда нарушается запрет для чиновников вмешиваться в свободную конкуренцию (ст. 15 закона о защите ее);
  • ст. 14.31. – если нарушается табу на злоупотребление доминированием на рынке (ст. 10 закона о защите конкуренции) тем, чья доля на рынке 35+%;
  • ст. 14.31.1. – то же самое для того, у кого доля 35-%;
  • ст. 14.32. – когда чиновники заключают соглашения вопреки принципам свободной конкуренции (запрет на это есть в ст. 16 закона о ее защите), а также имеет место антиконкурентный сговор;
  • ст. 14.33. – если есть факт недобросовестной конкуренции (вопреки ст. 14 закона о защите ее);
  • ст. 19.8. – когда нарушены сроки или порядок уведомления антимонопольной службы.

Практически здесь статьи КоАП выполняют роль Немизиды за нарушение статей закона о защите конкуренции.

Уголовная ответственность

Это самый «устрашающий» вид ответственности, с помощью которого наше государство, явно не верящее в действенность рыночных способов «принуждения к законопослушности» (кто же не знает нашу «матильду», то бишь коррумпированных чиновников…), пытается «посылать сигналы» отечественному бизнес- сообществу.

Реализована она в положениях ст. 178 нашего УК, которая наказывает всякое «отклонение» от принципов свободной конкуренции (ее недопущение и ограничение, равно как и вовсе устранение) в том случае, когда:

  • либо людям, юр. лицам или государству нанесен крупный ущерб (миллион+);
  • либо негодяи извлекли для себя 5+ миллионов дохода.

Закон позволяет избежать наказания, если возместишь ущерб и отдашь доход от злодеяния не сделал при этом ничего другого уголовно наказуемого).

Гражданско-правовая ответственность

Она выливается в исковых требованиях к нарушителям:

  1. о компенсации вреда, причиненного нарушением;
  2. о признании договора недействительным (например, скупка «втихаря» такого количества акций, на которое требуется предварительное согласие антимонопольного органа);
  3. о применение к нарушителям таких санкций как, к примеру, принудительное разделение хозяйствующего субъекта, монополизировавшего товарный рынок ( «дробление» треста Рокфеллера в начале 20 века вошло в историю как самое знаменитое такое разделение).

Это неисчерпывающий перечень и на практике случаются и иные иски к правонарушителям антимонопольного законодательства.