2015
Антимонопольное регулирование государства – за что и как могут наказать
Государство является регулятором всех правоотношений в стране и вопросы, связанные с добросовестной конкуренцией также не могли остаться им незамеченными.
Кто и что попадает в сферу интересов
Регулирование государства касается действий ли бездействий следующих субъектов:
- люди, то бишь физические лица;
- юридические лица, являющиеся участниками экономических отношений;
- властные органы общегосударственного или местного уровня.
Государство, как регулятор, появляется во всех случаях, когда деятельность (в том числе и в форме бездействия), указанных выше субъектов касается свободной конкуренции.
Виды нарушений антимонопольного законодательства
С достаточной степенью условности следует выделить следующие варианты таких «злодеяний»:
- утаивание от профильных органов информации (не подаются необходимые заявления, ходатайства и сведения);
- бездействие относительно исправления положения, что способствует совершению админпроступков (не устранение причин и условий для правонарушений);
- противоправное установление цен;
- монополизация рынка со злоупотреблением такой ситуацией;
- антиконкурентный сговор на рынке;
- недобросовестная реклама.
Как правило, все эти нарушения порождаются нарушением запретов, установленных в двух законах – о защите конкуренции и о рекламе.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
За описанные выше «фокусы», к нарушителю могут быть применены санкции норм отечественного КоАП, а также уголовно- и гражданско-правовые санкции.
Административная ответственность
Наше законодательство (КоаП) позволяет наказывать нарушителей следующими нормами:
- ст. 14.9. – когда нарушается запрет для чиновников вмешиваться в свободную конкуренцию (ст. 15 закона о защите ее);
- ст. 14.31. – если нарушается табу на злоупотребление доминированием на рынке (ст. 10 закона о защите конкуренции) тем, чья доля на рынке 35+%;
- ст. 14.31.1. – то же самое для того, у кого доля 35-%;
- ст. 14.32. – когда чиновники заключают соглашения вопреки принципам свободной конкуренции (запрет на это есть в ст. 16 закона о ее защите), а также имеет место антиконкурентный сговор;
- ст. 14.33. – если есть факт недобросовестной конкуренции (вопреки ст. 14 закона о защите ее);
- ст. 19.8. – когда нарушены сроки или порядок уведомления антимонопольной службы.
Практически здесь статьи КоАП выполняют роль Немизиды за нарушение статей закона о защите конкуренции.
Уголовная ответственность
Это самый «устрашающий» вид ответственности, с помощью которого наше государство, явно не верящее в действенность рыночных способов «принуждения к законопослушности» (кто же не знает нашу «матильду», то бишь коррумпированных чиновников…), пытается «посылать сигналы» отечественному бизнес- сообществу.
Реализована она в положениях ст. 178 нашего УК, которая наказывает всякое «отклонение» от принципов свободной конкуренции (ее недопущение и ограничение, равно как и вовсе устранение) в том случае, когда:
- либо людям, юр. лицам или государству нанесен крупный ущерб (миллион+);
- либо негодяи извлекли для себя 5+ миллионов дохода.
Закон позволяет избежать наказания, если возместишь ущерб и отдашь доход от злодеяния (и не сделал при этом ничего другого уголовно наказуемого).
Гражданско-правовая ответственность
Она выливается в исковых требованиях к нарушителям:
- о компенсации вреда, причиненного нарушением;
- о признании договора недействительным (например, скупка «втихаря» такого количества акций, на которое требуется предварительное согласие антимонопольного органа);
- о применение к нарушителям таких санкций как, к примеру, принудительное разделение хозяйствующего субъекта, монополизировавшего товарный рынок ( «дробление» треста Рокфеллера в начале 20 века вошло в историю как самое знаменитое такое разделение).
Это неисчерпывающий перечень и на практике случаются и иные иски к правонарушителям антимонопольного законодательства.